TY - JOUR TI - Профессиональная идентичность школьных учителей в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в крупных городах России T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - школьные учителя KW - профессиональная идентичность KW - структура идентификации KW - престиж профессии KW - прекариатизация труда KW - мегаполис AB - Клименко Людмила Владиславовна — доктор социологических наук, доцент экономического факультета Южного федерального университета. E-mail: lucl@yandex.ruПосухова Оксана Юрьевна — кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета. E-mail: belloks@ yandex.ruПредставлены результаты опроса учителей общеобразовательных школ российских мегаполисов (Москвы, Ростова-на-Дону и Казани), проведенного в 2017 г. с целью изучения восприятия педагогами своего социального и экономического положения, оценки степени прекариатизации их труда. На основании оценки их профессиональной идентичности по выделенным типологическим критериям (престиж труда, место профессиональной идентичности в общей структуре идентификации, трудовая мотивация, профессиональные ценности, удовлетворенность работой, карьерные ориентации) сделан вывод о преобладании среди учителей псевдопозитивной идентичности с элементами диффузии. Московские педагоги, при том, что качество жизни и престиж своего труда они оценивают выше, чем ростовские и казанские, отличаются более высокой степенью неудовлетворенности содержанием и результатами профессиональной деятельности. Полиэтнический состав населения города не является значимым фактором в формировании идентичности опрашиваемых педагогов. Сложившаяся модель профессиональной идентичности учительского сообщества характеризуется корпоративной лояльностью (вознаграждаемой корпоративным патернализмом), социально ориентированной мотивацией, низким уровнем социально-экономической адаптации (особенно для нестоличных педагогов). Избыточная административная нагрузка на учительский корпус, высокие социальные требования к результатам работы педагогов и прекариатизация учительского труда создают риски для поддержания позитивной профессиональной идентичности педагогов и снижают реформаторский потенциал школы. AU - Л. В. Клименко AU - О. Ю. Посухова UR - https://archive_vo.hse.ru/2018--3/223956527.html PY - 2018 SP - 36-67 VL -